rar_archive (rar_archive) wrote in ru68guit,
rar_archive
rar_archive
ru68guit

Guitarra Antiqua – В. Ирвинг «Кое-что об архитектуре морисков»

навигатор guitarra-antiqua
Rustik68 ©1998


Вашингтон Ирвинг. «Альгамбра»:


КОЕ-ЧТО ОБ АРХИТЕКТУРЕ МОРИСКОВ




   


Неопытному глазу лёгкие рельефы и причудливые арабески Альгамбры, кажутся вырезанными, плодом неспешного и кропотливого труда, и равно поражает их неистощимое разнообразие и гармоническое единообразие, особенно своды и купола, то ли сотовидные, то ли разрисованные изморозью – сталактиты и висячие орнаменты, ошеломляющие наблюдателя затейливостью узора. Удивление проходит, однако, когда обнаруживаешь, что всё это – лепнина: алебастровые плиты, отлитые в излоднице и искусно пригнанные в узоры всякой меры и вида. Этот способ облеплять стены арабесками и оштукатуривать своды наподобие пещер был изобретён в Дамаске и весьма усовершенствован марокканскими арабами, которым сарацинское зодчество обязано многими своими изысками и причудами. Весь этот сказочный ажур был нанесён хитроумно и просто. Голые стены расчертили в клетку, как делают художники-копиисты, затем – пересекающимися кругами. По этой канве отделочники работали быстро и споро, а пересечения прямых и косых линий образовали бесконечно прихотливые и вместе единообразные узоры.


Золотили щедро, особенно купола; зазоры тушевали ярким колером: скажем киноварью и ляпис-лазурью, тёртыми на яичном белке. По словам Форда, египтяне, греки и арабы в ранней своей архитектуре использовали лишь первичные цвета; они и преобладают в Альгамбре, независимо от того, был ли зодчий с Востока или из Африки. Примечательно, что краски не утратили яркости за несколько столетий.


Снизу стены покоев на несколько футов выложены глазурными плитами, пригнанными в узор, подобно алебастровым. Иные из них изукрашены гербами мусульманских владык, с поперечной лентой и девизом. Эти глазурные плитки («асулехос» по-испански, «аз-зулай» по-арабски) – восточного происхождения: они обеспечивают прохладу и чистоту и не дают разводиться паразитам. Такие их свойства весьма ценны в жарком климате, поэтому ими устланы залы и фонтанные бассейны, инкрустированы купальни и покрыты стены. Форд полагает, что это очень древнее изобретение. Обычно их красят в синий и голубой цвет, и Форд выводит отсюда, что о них идёт речь в Священном писании: «И под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира» (Исход, 10) и «Вот я положу камни твои на рубине и сделано основание твое из сапфиров» (Исайя, 25, 11).


Эти глазурные или каолинные плиты мусульмане ввели в испанский обычай давным-давно. Их можно найти в развалинах мавританских строений восьмисотлетней давности. Их и поныне изготовляют на полуострове, и в лучших домах Испании, особенно на юге, ими устилают полы и облицовывают летние покои.


Владычествуя в Нидерландах, испанцы завели и там эти плитки. Голландцы, обожающие чистоту в доме, очень обрадовались нововведению; таким-то образом это восточное изобретение, испанские асулехос или арабские аз-зулай, и стало повсюду известно под именем голландской плитки.





Текст публикуется по изданию:
Вашингтон Ирвинг. Альгамбра. М., Наука, 1979.


Вернуться к оглавлению в статье Вашингтон Ирвинг

Другие избранные главы из книги "Альгамбра" В.Ирвинга:
Путешествие
Посольский чертог





Tags: калча, литература
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments